Песков прокомментировал эффективность отключения интернета в регионах.

МОСКВА, Идея о том, что предметную оценку эффективности отключений мобильного интернета в регионах для обеспечения безопасности от атак беспилотников могут давать только соответствующие ведомства, сама по себе отражает стремление к институциональной конкретности в принятии решений, где речь идёт о балансировании между общественной безопасностью и повседневной жизнью граждан. Но чтобы понять, что именно стоит за этой формулировкой, важно рассмотреть не только сам факт отключения и его целей, но и комплекс факторов, которые будут участвовать в оценке его эффективности и обоснованности. Оценка такого рода — это не простой отчёт об экономии минут или пропускной способности сети; это попытка понять, в какой мере отключение влияет на безопасность, не причиняя неприемлемого ущерба другим видам общественных интересов, от связи экстренных служб до прав граждан на информационное обеспечение и экономическую активность.
Во-первых, эффективность отключений — это понятие многомерное и контекстно зависимое. С одной стороны, отключение может ограничить каналы связи между злоумышленниками, снизить координацию атак и снизить риск повреждений и жертв. С другой стороны, такие меры могут не снижать риски так же эффективно, как ожидается, потому что беспилотники могут действовать автономно, использовать другие сети, обходить географические границы или задействовать альтернативные средства связи. В реальности часто существует большое количество переменных: интенсивность и длительность угроз, география региона, плотность населения, критически важные инфраструктуры, степень подготовки местных служб к работе в условиях ограниченного доступа к сети и т. д. Поэтому предметная оценка должна опираться не на интуицию или эмоциональную реакцию на конкретный инцидент, а на систематический сбор данных и аналитическую работу, которая может отделить эффект самой меры от множества сопутствующих факторов.
Во-вторых, для такой оценки нужны строгие методологические рамки и доверенные источники данных. Это значит, что межведомственная комиссия или экспертный корпус должны иметь доступ к широкому набору данных: динамике сетевого трафика до, во время и после отключения, частоте и продолжительности подобных мер, incidents и постинцидентных разборов, времени реагирования экстренных служб, доступности связи для аварийной помощи, потоку информации в медиа и социальных сетях для оценки влияния на общественную коммуникацию, а также экономическим и социальным последствиям — от влияния на транспортную логистику и финансовые операции до восстановления бизнес-процессов. Важна возможность проведения контрфактического анализа: сколько инцидентов произошло бы без отключения, как изменилась бы динамика атак, если бы применялись ограниченные или целевые меры, насколько быстро возвращалась нормальная работа сетей. Только на основе таких данных можно говорить об объективной эффективности и пропорциональности меры.
Организационная структура оценки играет не менее важную роль. Эффективная оценка требует координации между государственными ведомствами: силовыми структурами, министерствами связи и цифровой трансформации, возможно, прокуратурой, а также национальными регуляторами и службами чрезвычайных ситуаций. Важно не только формулировать критерии эффективности, но и устанавливать ограниченные временные рамки, с которыми мера применяется, и предусмотреть механизмы пересмотра и прекращения действия при отсутствии необходимых результатов или при наступлении неблагоприятных последствий. Прозрачность процессов и наличие независимого контроля помогут снизить риск злоупотреблений, неконтролируемой цензуры или излишней дисциплинарной строгости к гражданам и бизнесу. Прежде чем публично обнародовать выводы, ведомства должны обеспечить методологическую открытость: какие данные использованы, какие допущения сделаны, какие неопределённости остаются, каким образом оценивается вред и польза, какие сценарии рассматривались.
Сама постановка вопроса об оценке подразумевает большой спектр возможных критериев. Среди них безусловно безопасность и снижение риска пострадавших и повреждений в результате атак беспилотников. Но не менее важны и вторичные показатели: как отключение влияет на оперативную готовность служб, доступность медицинской помощи, работу энергетических и транспортных сетей, стабильность связи для полицейских и экстренных служб, возможность обмена критически важной информацией между регионами и службами. Нужно учитывать гражданские и экономические издержки: влияние на мобильную связь граждан в повседневной жизни, доступ к онлайн-обучению, банковским и коммерческим сервисам, логистику и производственную деятельность, особенно в регионах с высокой зависимостью от цифровых услуг. Все эти элементы должны входить в многоуровневую модель оценки: можно ли сокращать риски без чрезмерного наказания для гражданских прав и экономических интересов? В каких условиях следует прибегать к отключениям, а в каких случаях более целесообразны альтернативные меры, например усиление кибербезопасности, усиление сетевой устойчивости, геолокационные ограничения, технологии обнаружения беспилотников и оперативная координация действий служб.
Необходимость строгой оценки не исключает и интеграцию современных технологий и методов анализа. Применение моделирования, сценарного анализа, искусственного интеллекта для обработки больших данных может помочь выявлять закономерности и предсказывать последствия различных режимов отключений. Однако здесь важно обеспечить защиту гражданской приватности и соблюдение прав человека: какие данные собираются, кто имеет к ним доступ, как долго хранятся, каким образом обезличиваются и защищаются. Недопустимо превращать вопрос безопасности в неоправданную цензуру или мониторинг, который нарушает принципы свободного доступа к информации и свободы предпринимательской деятельности. Поэтому наряду с техническими и операционными аспектами одной из ключевых тем становится правовая и гражданская сторона вопроса: гарантии пропорциональности, наличие судейского контроля, чёткие критерии необходимости и безусловности, возможности обжалования и человеческий надзор над принятием решения.
И, наконец, стоит рассмотреть потенциал альтернатив и сверку с опытом других стран. Оценка должна рассматривать, когда и как можно заменить или дополнить массовые отключения более целенаправленными мерами: усиление киберзащиты критических объектов, географически ограниченные ограничения доступа к определённым сервисам, более широкую инфраструктурную устойчивость и многоканальные каналы связи для экстренных служб, развитие резервных коммуникационных сетей, ускорение процедур восстановления связей после инцидентов и улучшение систем раннего оповещения. Такой комплексный подход позволит смягчить риск нарушения гражданских прав и экономических потерь, сохранив при этом возможность оперативного реагирования на реальные угрозы.
Итак, идея делегировать и закрепить за специализированными ведомствами детерминированную и объективную оценку эффективности отключений мобильного интернета в условиях угроз беспилотников отражает стремление к ответственному управлению рисками. Но её реализация требует не только хорошо сформулированной цели, но и надёжной методологии, прозрачности, правовой защиты и аккуратного баланса между безопасностью и гражданскими правами. Только при таком подходе можно говорить о том, что такие меры действительно необходимы, эффективны и минимизируют побочные последствия для общества в целом.
Редактор рубрики
Андрей Хморин


















