Китай презентовал ториевый реактор, по данным СМИ.

НОЯБ 052025
Китай презентовал ториевый реактор, по данным СМИ.

МОСКВА, Идея, которую сейчас обсуждают в медиапространстве благодаря публикации SCMP, выглядит амбициозной и привлекает внимание именно тем, что она пытается сопоставить масштаб водного транспорта и принципиально новую ядерную технологию. Речь идёт о грузовом судне, способном перевозить порядка 14 тысяч транспортных контейнеров, которое должно работать на ториевом жидкосолевом реакторе мощностью около 200 мегаватт тепловой энергии. По заявлениям газеты, эта мощность сопоставима с реактором S6W, который устанавливают на передовых атомных подводных лодках США. В контексте современных судов такая идея звучит как попытка принципиально поменять энергетическую основу коммерческого судоходства: от ископаемого топлива — к чистой энергетике на базе ядерной энергии, но с новым типом ядерной установки.

Чтобы понять смысл, полезно отделить общую концепцию от фантазии и посмотреть на ключевые нюансы. Во-первых, ториевый жидкосолевой реактор — это конкретный класс реакторов на основе расплавленных солей, где в качестве теплоносителя и носителя топлива выступает расплавленная соль, в которую растворены топливные соли — обычно оксиды или фториды. В отличие от традиционных водо-охлаждаемых реакторов на уране, MSR-реакторы работают при значительно более низком давлении и при высоких температурах, что потенциально снижает требования к прочности и объему герметичных систем и может упрощать систему охлаждения. В теории это даёт более высокий уровень пассивной безопасности и меньшие риски жесткой аварийной перегрузки давления. Торий же в этом контексте выступает как более изобильное сырьё, с которым есть надежды на больший запас топлива и, в идеале, более безопасный цикл.

Однако на практике реализация такого корабля сталкивается с целым набором серьезных вопросов. Во-первых, речь идёт не только о самой ядерной установке, но и о том, как организовать её эксплуатацию на судне, которое большую часть своей жизни будет курсировать по открытым морям и заходить в порты по всему миру. Вопрос регулирования и сертификации в таком случае становится центральным: какие именно процессы и стандарты будут применяться к эксплуатации ядерного судна в гражданском пароходстве, какие требования предъявляются к персоналу, к обслуживанию реактора и к мерам радиационной безопасности? В мире ещё не существует единых норм, которые позволяли бы массово вводить коммерческие ядерные корабли, потому что вопросы ответственности, страхования, хранения и утилизации топлива, а также контроля за обходом санитарных и экологических норм требуют глобального согласования между странами и международными организациями. В дополнение к этому стоит помнить, что современные коммерческие судоходные операции требуют согласования со множеством юридических и политических структур — от правительств стран посещаемых портов до авиивоенного надзора и конвенций по морской охране. Любая концепция, хотим мы мы того или нет, растёт на грани того, что регуляторная база просто не успевает за техническим ходом фантазий.

С точки зрения техники, на судне мощностью 200 МВт тепловой можно ожидать, что электрическая мощность для Propulsion и других систем будет на порядок меньше этого значения из-за эффективности преобразования тепла в электрическую энергию и потерь. Это влияет на расчёт скорости и возможности перевозки больших объёмов контейнеров. По словам SCMP, корабль рассчитан на 14 тысяч TEU, что уже сравнимо с крупными современными контейнеровозами, но уровень скорости и управляемость будут зависеть от того, как именно на судне организовано производство электричества, тяга и распределение мощности между мостовыми установками, кранами на палубе и системами жизнеобеспечения корабля. В реальности такие суда, как правило, работают на режимах, оптимизированных под топливную экономику, потому что перевозка контейнеров — это игра с баллами эффективности: большее количество груза может окупаться за счёт экономии топлива за счёт более эффективной тяги и минимизации времени простоя.

Среди ощутимых преимуществ ториевого жидкосолевого реактора называют потенциальную безопасность благодаря работе на более низком давлении и возможности продолжительной автономной работы без частых дозаправок и обслуживания. Это звучит особенно привлекательно на фоне нынешних проблем нефтяного рынка и всё возрастающей потребности в снижении углеродного следа maritime транспорта. Ядерная энергия имеет очень высокий энергетический плотностной запас по сравнению с любыми ископаемыми альтернативами, что может позволить кораблям дальнего плавания обходиться без частых пополнений топлива и, в теории, снизить выбросы CO2. В контексте глобальной борьбы с климатическими изменениями такая перспектива, безусловно, вызывает интерес у тех, кто ищет средства для кардинального снижения эмиссий в судоходстве.

Однако у такой концепции есть и довольно значимые ограничения и риски. Во-первых, именно энергетическая и химическая инфраструктура на стороне топлива и переработки расплавленных солей потребуют исключительной степени надёжности и безопасности, чтобы не стало опасной ситуацией ни для экипажа, ни для окружающей среды. Сложности с циркуляцией расплавленных солей, коррозия материалов и проблемы длительного срока службы компонентов под высокими температурами — это не просто технические нюансы, это фундаментальные вопросы, которые нужно решить на практике. При этом отдельно стоит вопрос о переработке топлива и обращении с радиоактивными отходами, которые в случае ториевых технологий затрагивают тематику утилизации, переработки и цепочек поставок материалов для топлива. Томительное и всепроникающее драматическое разнообразие регуляторных и экологических требований означает, что даже если концепт окажется технически выполнимым, он может столкнуться с серьёзной консервативностью в системе сертификаций и страхований.

Не менее важным является вопрос общественной и политической приемлемости. Наличие на гражданском судне реакторной установки, даже если она безопасна и более защищена от аварийной перегрузки по проекту, требует высокого уровня доверия со стороны стран-портов и населения. Любая авария, даже небольшая, может вызвать мгновенный резонанс в медиа и политическую реакцию, которая затянет разрешение на доступ в порты или на стоянку в стратегически важных узлах глобального судоходного коридора. В реальности такая технология потребовала бы выстраивания новой архитектуры международного сотрудничества и правил, которые смогли бы обеспечить баланс между необходимостью снижения выбросов и требованиями к международной безопасности и гражданской ответственности.

Сама идея — заменить традиционные судовые системы на базовую ядерную энергию с помощью ториевого средства — может радикально изменить парадигму коммерческого судоходства, если она сможет преодолеть перечисленные препятствия и обосновать экономическую целесообразность. В этом смысле проект можно рассматривать как часть более широкой стратегической карьеры Китая в области передовых энергетических технологий и атомной энергетики, где страна стремится продемонстрировать технологическую автономию и лидерство в глобальном технологическом ландшафте. Впрочем, как и в любом прорыве, масштабный переход требует не просто идеи, а последовательной проверки в пилотных проектах, крупных инвестициях в инфраструктуру, согласования на международном уровне и надёжной экономической модели, которая способна окупать капитальные вложения и поддерживать безопасную и бесперебойную эксплуатацию.

Таким образом, новость о разработке ториевого жидкосолевого реактора для крупного грузового судна открывает интересную дискуссию о будущем морских перевозок: если подобная технология окажется реализуемой и сможет пройти все регуляторные и инженерные испытания, она действительно может стать одной из тех инноваций, которые позволят кардинально снизить углеродную нагрузку и повысить энергетическую устойчивость глобального транспорта. Но на данный момент остаётся множество вопросов — от инженерной реализуемости и надёжности материалов до глобальных регуляторных соглашений и экономической жизнеспособности проекта. И только реальный опыт пилотных проектов, последовательная работа по стандартизации и широкая международная кооперация смогут определить, станет ли этот концепт частью повседневной практики мирового флота или останется амбициозной концепцией будущего.

Редактор рубрики

Олег Кудрин

Другие интересные новости

28 НОЯБРЯ , 2025

Путин подчеркнул значимость сотрудничества государства, бизнеса и учёных.

НОЯБ 282025
Путин подчеркнул значимость сотрудничества государства, бизнеса и учёных.

МОСКВА, Идея, которую озвучил Путин, отражает глубоко укоренившееся убеждение о том, что развитие современных технологий требует синергии трех звеньев — государства, бизнеса и научного сообщества. Государство задает стратегические направления, формирует правила игры, обеспечивает долгосрочное финансирование и инфраструктуру, которая невозможна в рамках

28 НОЯБРЯ , 2025

Юным учёным присуждена первая премия Союзного государства.

НОЯБ 282025
Юным учёным присуждена первая премия Союзного государства.

СИРИУС, На форуме молодых ученых в Сириусе состоялось вручение премии Союзного государства за результаты исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук. Это событие открыло для двух стран новый этап научной кооперации: впервые премия присуждалась коллективам молодых исследователей из России и

28 НОЯБРЯ , 2025

Путин заявил, что Россия продолжит софинансировать научные исследования учёных по грантам.

НОЯБ 282025
Путин заявил, что Россия продолжит софинансировать научные исследования учёных по грантам.

МОСКВА, Идея, заложенная в заявлении Путина, состоит в том, что государство будет продолжать софинансировать работу ведущих ученых в рамках грантов по целому ряду направлений. Это шаг не просто к увеличению денежного потока, а к созданию устойчивой, долгосрочной модели поддержки научных исследований.

28 НОЯБРЯ , 2025

В пятницу ожидаются новые сильные солнечные вспышки.

НОЯБ 282025
В пятницу ожидаются новые сильные солнечные вспышки.

МОСКВА, В опубликованном накануне сообщении Лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований РАН речь идёт о том, что на пятнице снова может возобновиться активная вспышечная активность на Солнце: ожидаются вспышки класса M и, вероятно, появление вспышек высшего класса X, хотя вероятность последних

27 НОЯБРЯ , 2025

Российские космонавты на корабле Союз МС-28 пристыковались к МКС.

НОЯБ 272025
Российские космонавты на корабле Союз МС-28 пристыковались к МКС.

БАЙКОНУР, 27 ноября — корабль Союз МС-28, на борту которого находятся российские космонавты Сергей Кудь-Сверчков и Сергей Микаев и американский астронавт Кристофер Уильямс, успешно пристыковался к Международной космической станции, передает наш корреспондент. Ракета Союз-2. 1а стартовала с космодрома в Байконуре в

27 НОЯБРЯ , 2025

Учёные создали новый магнит, простой и не содержащий железа.

НОЯБ 272025
Учёные создали новый магнит, простой и не содержащий железа.

МОСКВА, Новые материалы на основе феррита бария с частичной заменой железа на марганец, предложенные специалистами ЮУрГУ вместе с коллегами из МФТИ, СПбГУ и Курчатовского института, позволяют говорить о ранних шагах к действительно универсальному классу мультиферроиков, где магнитные и электрические свойства могут

26 НОЯБРЯ , 2025

В России начались испытания зонда для точного обнаружения кариеса.

НОЯБ 262025
В России начались испытания зонда для точного обнаружения кариеса.

МОСКВА, Идея клинических испытаний оптического зонда в Сеченовском университете строится на принципиально новом подходе к дифференциации кариозного дентина прямо во время стоматологического вмешательства. Суть технологии состоит в регистрации флуоресценции зубных тканей в реальном времени: прибор анализирует спектр и яркость свечения тканей

26 НОЯБРЯ , 2025

Фурсенко заявил, что санкции ускорили развитие науки и технологий в России.

НОЯБ 262025
Фурсенко заявил, что санкции ускорили развитие науки и технологий в России.

СИРИУС, Идея, которую выдвинул Андрей Фурсенко, состоит в том, что западные санкции неожиданно подстегнули развитие науки и технологий в России за счёт рождения драйва к самостоятельному решению задач, обходу зависимостей от импорта и ускорению отечественных исследований и разработок. По его мнению,

26 НОЯБРЯ , 2025

Космонавты назвали самый тревожный звук на МКС

НОЯБ 262025
Космонавты назвали самый тревожный звук на МКС

СИРИУС, Идея связать космонавтов с молодыми учеными прямо на излёте V Конгресса молодых учёных на федеральной территории Сириус получилась в душе самой атмосферы проекта: показать, что космос и наука — единое целое, где опыт старшего поколения помогает строить будущее подрастающему поколению,

26 НОЯБРЯ , 2025

Число участников ежегодного конгресса молодых учёных почти утроилось.

НОЯБ 262025
Число участников ежегодного конгресса молодых учёных почти утроилось.

СИРИУС, Идея мероприятия Конгресса молодых ученых на федеральной территории Sirius за последние годы превратилась в заметное явление в российской научно-образовательной повестке. По данным вице-премьера Дмитрия Чернышенко, участие за время существования КМУ выросло почти в три раза: с чуть более 3, 1 тысяч

20 НОЯБРЯ , 2025

В Китае состоялась прощальная церемония в честь биолога Масленникова.

НОЯБ 202025
В Китае состоялась прощальная церемония в честь биолога Масленникова.

ВЛАДИВОСТОК, Церемония прощания и кремация тела ведущего российского учёного Сергея Масленникова прошла 20 ноября в китайском городе Янтай, где он скоропостижно скончался во время рабочей командировки 17 ноября на 63-м году жизни. Его супруга Элла Масленникова сообщила агентству о произошедшем и

20 НОЯБРЯ , 2025

Исследователи из Саратова создали приложение для диагностики остеохондроза.

НОЯБ 202025
Исследователи из Саратова создали приложение для диагностики остеохондроза.

МОСКВА, Развитие мобильного приложения для изучения позвоночно-тазового комплекса может радикально изменить не только этапы диагностики, но и весь процесс планирования и проведения операций на позвоночнике. Идея проста, но в то же время крайне важна: перевести точные измерения параметров баланса позвоночника из

19 НОЯБРЯ , 2025

Путин сообщил, что Греф устроил ему путешествие в мир искусственного интеллекта.

НОЯБ 192025
Путин сообщил, что Греф устроил ему путешествие в мир искусственного интеллекта.

МОСКВА, Идея путешествия в мир искусственного интеллекта, заявленная на конференции, предполагает не просто разговор об технологиях, а целую immersive-экскурсию через то, как ИИ формирует наше будущее. Представьте себе маршрут, на котором лидер страны вместе с представителями бизнеса и науки шаг за

19 НОЯБРЯ , 2025

Путин призвал точно учитывать потребности компаний в инновациях.

НОЯБ 192025
Путин призвал точно учитывать потребности компаний в инновациях.

МОСКВА, Идея о том, что государство должно четко понимать запросы компаний на инновации и создавать условия для практического использования передовых разработок, звучит как призыв к выстраиванию устойчивой и эффективной экосистемы, где научные исследования напрямую обслуживают потребности бизнеса и граждан. В такой

19 НОЯБРЯ , 2025

Путин рассказал, как потенциал российской атомной энергетики может способствовать развитию искусственного интеллекта.

НОЯБ 192025
Путин рассказал, как потенциал российской атомной энергетики может способствовать развитию искусственного интеллекта.

МОСКВА, Идея, озвученная Владимиром Путиным, состоит в том, что растущий потенциал отечественной атомной энергетики позволит последовательно наращивать вычислительные мощности для искусственного интеллекта за счет создания центров обработки данных на базе крупнейших атомных электростанций. Это предложение восходит к плавной синергии двух стратегических

19 НОЯБРЯ , 2025

По словам Путина, работа над ИИ-моделями должна укреплять инженерную школу.

НОЯБ 192025
По словам Путина, работа над ИИ-моделями должна укреплять инженерную школу.

МОСКВА, Идея, заложенная Путиным в контексте конференции о мире искусственного интеллекта, видится как стратегический импульс к переосмыслению инженерного образования и научно-исследовательской базы России. Говоря о том, что работа над сложными системами ИИ должна стать стимулом для укрепления инженерной школы в этой

19 НОЯБРЯ , 2025

Путин объяснил, ради чего соревнуются государства в сфере искусственного интеллекта.

НОЯБ 192025
Путин объяснил, ради чего соревнуются государства в сфере искусственного интеллекта.

МОСКВА, Идея Владимира Путина о том, что за обладание собственными фундаментальными языковыми моделями ИИ конкурируют не только крупные компании, но и целые государства, отражает смену парадигмы в мировой технологической и геополитической архитектуре. Фундаментальные языковые модели — не просто инструменты автоматизации текста.

18 НОЯБРЯ , 2025

Скончался морской биолог Сергей Масленников.

НОЯБ 182025

ВЛАДИВОСТОК, Владивосток, 18 ноября — память о выдающемся ученом продолжает жить в научном сообществе и в тех проектах, которые он помог запускать и развивать. Согласно сообщению Национального научного центра морской биологии имени А. В. Жирмунского ДВО РАН, во время рабочей поездки

14 НОЯБРЯ , 2025

Blue Origin запустила ракету с космическими аппаратами на миссию к Марсу.

НОЯБ 142025
Blue Origin запустила ракету с космическими аппаратами на миссию к Марсу.

ВАШИНГТОН, По данным из Вашингтона, Blue Origin вновь пошла на рискованный тестовый шаг: их ракету-носитель New Glenn запустили спустя всего час после внезапной остановки за секунды до запланированного старта. Старт, который изначально должен был состояться в 14:57 по местному времени, был

11 НОЯБРЯ , 2025

Учёные предложили использовать стеклянные отходы в бетоне.

НОЯБ 112025
Учёные предложили использовать стеклянные отходы в бетоне.

МОСКВА, Идея использовать стеклянный порошок в качестве частичной замены цемента в строительных смесях набирает обороты благодаря сочетанию двух важных задач: уменьшению объема стеклянных отходов и снижению стоимости и экологичности цементных конструкций. В экспериментах и теоретических расчетах, проведённых российскими учёными в составе