Мишустин распорядился усилить надзор за исполнением гособоронзаказа.
НОЯБ 262025
МОСКВА, Идея премьер-министра Мишустина о наращивании контроля над исполнением гособоронзаказа направлена не просто на ужесточение учёта, а на создание целостной системы управляемости расходами, где деньги государства работают на конкретные задачи отечественной обороны и экономической безопасности. Это предполагает прежде всего снижение рисков завышения стоимости контрактов, задержек и неэффективного расходования средств. В такую систему вовлекаются новые методики ценообразования и более глубокий контроль на всех этапах закупок: от инициации заказа до поставки комплектующих и ввода их в эксплуатацию.
Ключевой элемент нововведений — повышение прозрачности и предсказуемости pricing. Расширенная функция контрольно-ревизионного управления Минфина, которая теперь закреплена за Федеральным казначейством, должна вывести анализ ценообразования на новый уровень: не только сверку фактических затрат, но и обоснование обоснованности цены, сравнение с рыночными и отраслевыми бенчмарками, учет жизненного цикла изделия и совокупной стоимости владения. Такой подход предполагает построение многослойной модели ценообразования, где учитываются не только закупочная цена, но и сопутствующие расходы — сервисное обслуживание, ремонт, запасные части, простои и риск валютных колебаний, а также стоимость обновления технологий и модернизации в течение всего срока службы вооружения. Внедрение таких методик требует системной работы с данными: единых регистров контрактов, цифровых карточек поставщиков, детализированных смет и прозрачных процедур согласования изменений цены.
Важно, что задача состоит не просто в снижении цифр в отчётах, а в создании рабочего процесса, который исключает необоснованный рост стоимости и задержки. Контроль должен быть встроен в каждый цикл закупки: от подготовки технического задания до финального актирования выполненных работ. Это означает усиление финансового и операционного мониторинга на уровне госкомпаний и публичных обществ, связанных с оборонной сферой, и внедрение систем раннего предупреждения о возможных отклонениях. В рамках этой работы особое внимание будет уделено своевременности выполнения контрактов: не только чтобы поставки шли по графику, но и чтобы оплата за поставленные товары и услуги осуществлялась строго в предусмотренные сроки, что влияет на общую устойчивость проектной дисциплины и доступность финансирования.
Существенную роль здесь играет цифровизация бюджета и госзакупок. Расширение практики применения цифровых сервисов должно сделать взаимодействие между подрядчиками, госструктурами и бизнес-средой более понятным и предсказуемым. Внедрение единых цифровых площадок, электронной документации, прозрачных процедур согласования и автоматизированных механизмов проверки позволит ускорить сроки движения средств и снизить административную нагрузку для участников рынка. Сервисные решения будут ориентированы на простоту использования как гражданами, так и организациями: прозрачность условий финансирования, понятные квитанции и отчётность, прозрачная система обоснований цены и изменений в контрактах, а также оперативная выдача средств тем, кто реально обеспечивает оборонный заказ.
Реформа требует и продуманной архитектуры взаимодействия между Минфином и ведомствами заказчиков. Контроль должен быть не просто инспекцией сверху, но и инструментом поддержки эффективного управления рисками и принятием управленческих решений. Это предполагает разработку методик риск-ориентированного аудита, где больше внимания уделяется участкам проекта с наибольшим потенциалом для отклонений по цене или срокам. В рамках этого подхода будут применяться аналитические модели, отслеживающие динамику затрат, контрактные этапы, графики поставок и финансовую устойчивость подрядчиков.
Не менее важна работа с людьми и процессами. Введение таких изменений требует подготовки кадров, обеспечения высококачественных данных и развития культуры ответственности за результаты. Ведомства должны будут выстроить единый набор стандартов, методик и регламентов, которые позволят не только выявлять проблемы, но и быстро их решать. Параллельно с усилением контроля за ценами и сроками необходимо поддерживать гибкость и адаптивность процессов: в условиях технологической скорости оборонной отрасли новые решения должны внедряться без задержек, но при этом не идти вразрез с требованиями безопасности и защиты секретной информации.
Эти меры потенциально могут значительно повысить экономическую эффективность гособоронзаказа и снизить риски, связанные с дефицитом финансирования и ростом цен на рынке комплектующих. Но они также ставят задачи перед регуляторами и бизнес-сообществом: нужно обеспечить баланс между жестким контролем и необходимой оперативностью, между прозрачностью и конфиденциальностью, между устойчивостью цепочек поставок и конкурентной средой. В итоговом счете цель проста: чтобы государственные деньги шли на действительно важное — на развитие оборонной способности страны — и при этом траты были предсказуемыми, обоснованными и эффективными.
Редактор рубрики
Эдуард Добрин
Другие интересные новости
НОЯБ 282025
МОСКВА, Идея, которую озвучил вице-премьер РФ Александр Новак, звучит как конвергенция прагматичных интересов двух стран в области энергетики: сотрудничество на взаимовыгодной основе, которое приносит пользу и российской, и венгерской экономикам. По сути речь идет о долговременной и предсказуемой стратегии энергетического партнёрства,
НОЯБ 282025
МОСКВА, Президент России Владимир Путин подписал закон, который вносит комплекс изменений в налоговую систему и, в частности, кардинально перестраивает правила применения НДС для малого и среднего бизнеса, а также касается ряда отраслевых преференций и режимов обложения. В основе нововведений лежит идея
НОЯБ 282025
МОСКВА, Закон, подписанный Владимиром Путиным, явно направлен на повышение устойчивости федерального бюджета за счет индексирования ряда госпошлин и введения новых взносов за ряд юридически значимых действий. По сути речь идет о том, что часть административных сборов, которые сейчас привязаны к определенным
НОЯБ 282025
МОСКВА, Идея состоит в том, что выполнение поставленных целей в рамках плана сотрудничества России и Венесуэлы к 2030 году может привести к существенному росту двустороннего товарооборота — до примерно 400 миллионов долларов — и позволить Венесуэле войти в десятку ключевых торговых
НОЯБ 282025
МОСКВА, Заявление вице-премьера Дмитрия Чернышенко о том, что за текущий год российский импорт из Венесуэлы увеличился в три раза, а крупные российские импортеры заинтересованы в наращивании закупок венесуэльского какао, кофе и морепродуктов, указывает на разворачивание для двустороннего сотрудничества нового масштаба. Это
НОЯБ 282025
МОСКВА, Новая волна геологоразведки в России в 2025 году демонстрирует устойчивую повестку наращивания фондов твердых полезных ископаемых за счёт совместных усилий гражданского бизнеса и государства. По данным пресс-службы Роснедр, на баланс уже поставлено более 200 месторождений, а это значит, что за
НОЯБ 282025
МОСКВА, Идея доступа к накопительной части пенсии до наступления обычного пенсионного возраста звучит заманчиво и в то же время требует вдумчивого подхода. По словам Вадима Виноградова, профессора и декана факультета права НИУ ВШЭ, предпенсионеры могут получить накопления по своей обязательной накопительной
НОЯБ 272025
МОСКВА, Идея, которую озвучил Владимир Путин, о расширении сотрудничества России и Киргизии в области промышленной кооперации и освоения новых высокотехнологичных возможностей, звучит как попытка перехода от традиционных форм взаимодействия к более глубокой интеграции цифровой экономики и индустриального сектора. Это видение подчеркивает
НОЯБ 272025
МОСКВА, Заявление Путина о том, что Европа может вернуться к сотрудничеству в экономике, но Москва готова работать со всеми, отражает одновременно и прагматизм, и информационную настройку российского руководства. С одной стороны, посыл звучит как заявление о принципиальной открытости и готовности к
НОЯБ 272025
ТЮМЕНЬ, Идея, заложенная губернатором Александром Моором, звучит как широкомасштабная программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области, опередившая многие локальные планы за счёт привлечения значительных инвестиций и перестройки самой модели управления водоснабжением и водоотведением. По его словам, более 100 миллиардов рублей планируется привлечь
НОЯБ 272025
МОСКВА, Идея заключается в том, чтобы к 2030 году сделать экономику России более диверсифицированной, инновационной и устойчивой к внешним шокам за счет комплексной программы структурных изменений. План подготовлен по поручению президента и опирается на широкое сообщество экспертов: представителей парламента, деловых объединений
НОЯБ 272025
МОСКВА, По состоянию на девять месяцев текущего года инвесторы приобрели у Москвы 37 помещений в объектах культурного наследия и исторических зданиях, а также пять исторических строений. Это говорит о довольно активном спросе на нежилую недвижимость в охранных зонах и в центральной
НОЯБ 272025
МОСКВА, Заявление АвтоВАЗа прямо противоречит появившейся в Telegram-каналах информации о том, что на фоне снижения спроса на автомобили Lada в 2026 году компания планирует сокращать персонал. Как сообщила сама компания, никаких планов по увольнениям нет, прием рабочих продолжается, а число увольнений
НОЯБ 272025
ДОНЕЦК, По сообщению Дениса Пушилина, глава Донецкой Народной Республики, часть угольных шахт будет ликвидироваться, часть — консервироваться, а другая часть — проходить реструктуризацию с возможной модернизацией. Такой подход выстроен исходя из экономической разумности для каждого предприятия в отдельности и отражает одновременно
НОЯБ 262025
МОСКВА, Идея введения технологического сбора в России с 2026 года предполагает финансирование развития отечественной микроэлектроники и радиотехники за счет тех ценностей, которые мы потребляем и которые в разных формах содержат микрочипы и электронную компонентную базу. По сути речь идёт о налогообложении
НОЯБ 262025
МОСКВА, Заявление, опубликованное на сайте Кремля, констатирует устойчивый рост экспорта киргизской сельхозпродукции в Россию и формулирует намерение двух стран углублять союзничество и стратегическое партнерство. Это означает не только фиксацию достигнутого уровня торговли, но и политическую волю к созданию более предсказуемых и
НОЯБ 262025
МОСКВА, Заявление двух президентов отражает намерение перейти к более глубокой евразийской экономической интеграции внутри ЕАЭС и увидеть в этом не только экономическую, но и стратегическую перспективу для обеих стран. Говоря о свободе движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, стороны подчеркивают,
НОЯБ 262025
МОСКВА, Заявление министра финансов Антона Силуанова о том, что в 2026 году начнут реализовывать план по снижению возможностей для ухода от уплаты налогов, отражает системный подход правительства к уменьшению теневого сектора через усиление контроля за налогами в тех сферах, где сейчас
НОЯБ 262025
БИШКЕК, Идея о том, что развитие Евразийского экономического союза приносит неоспоримые дивиденды всем государствам—участникам, в том числе Кыргызстану, говорит о глубинной логике евразийской интеграции: когда страны объединяют свои рынки и координируют правила в торговле и производстве, объем взаимной торговли становится больше,
НОЯБ 262025
МОСКВА, Идея, которую подчеркивает Егор Диашов, состоит в том, что выбор между рассрочкой и кредитной картой зависит не от абстрактной пользы каждого инструмента, а от вашей конкретной финансовой ситуации и дисциплины в погашении долгов. Кредитная карта дает свободу оплаты любыми товарами,